В одной из статей Soros Moldova («Внешний плюрализм в СМИ РМ: к вопросам реальности») было замечено: «невозможно говорить о плюрализме в медиа в Молдове без того, чтобы не упомянуть имя Владимира Плахотнюка. С этим именем связано множество радостанций и телевизионных каналов, который составляют своебразный «партизанский отряд» политика».

Что общего между Плахотнюком и «General Media Group»?

В расследовании «PlahotniucLeaks» Rise Moldova, опубликованном в мае 2015 года, были представлены документы, которые подтверждают связь между Плахотнюком и компанией «General Media Group» (GMG), в которую входят «Publika TV», «Prime TV», «Canal 3» и «Canal 2» (4 из 5 телеканалов национального покрытия).

Расследование показало, что ОАО GMG было основано «OTIV Prime Media BV» (входящее в «OTIV Prime Holding BV»), офшорной компанией, зарегистрированной в Нидерландах. Также стало известно, что фактический адрес  GMG (ул. Гиочеилор, 1) совпадает с адресом компании Finpar Invest – самой старой компании семьи Плахотнюка, основанной в 1993 году. Именно последняя компания и финансирует вышеупомянутые телеканалы.

Server-Finpar-Invest-SRL-1024x649.jpg

Источник: www.rise.md

О том, что основателем компаний Плахотнюка является «OTIV Prime Media BV» Национальная газета Молдовы писала еще в 2013 году. В журналистских расследованиях было указано, что компании, основанные «OTIV Prime Media BV», курируют СМИ: ОАО «Media Production» (основатель «Канала 3» на телевидении и многих передач на «Prime TV»), ОАО «Telefe M International» (основатель телеканала «2 Плюс»), «Prime TV» (владеет передачами на телевидении и радиостанции «Prime FM»), ОАО «24h» (создатель новостного портала 24h.md). Та же офшорная компания является и основательницей рекламных агентств: «Angel-S» и «Casa Media Plus» (самое влиятельное рекламное агентство в Молдове) и обладает исключительными правами на продажу рекламы телеканалам «Prime TV», «2 Plus», «Canal 3» и «Publica TV». Согласно исследованию рекламного рынка Молдовы, проведенного в 2013 году media-azi.md, «Casa Media Plus» занимает 48,5 % рынка телевизионных реклам.

Ранее, в 2012 году, Ассоциация развития культуры и защиты авторских и смежных прав «Аполло» провела расследование о том, кому принадлежат СМИ в Молдове, упомянутые в публикации Soros «Внешний плюрализм в СМИ РМ: к вопросам реальности». Ассоциация выявила те же связи между Плахотнюком и «OTIV Prime Media BV» – «OTIV Prime Holding» – «Finpar Victoria Limited». «Аполло» сделала запрос в «Finpar Victoria» о владельце компании. «В ответном письме подтверждалось, что именно Плахотнюк является директором Finpar Victiria Ltd, которая, в свою очередь, финансирует множество радиостанций». В июне 2012 года Ассоциация «Аполло» обратилась в Апелляционную палату г.Кишинев с иском против Координационного совета по телевидению и радиовещанию Молдовы (КСТР) , который нарушил п.4 ст.66 Кодекса аудиовизуала, в котором говорится, что «Ни одно физическое или юридическое лицо из Молдовы и других стран не может быть инвестором более 2-х различных радиостанций”. Дело находится в центральном суде муниципия Кишинев.

plahotniuc.pngВ ноябре 2015 года Владимир Плахотнюк официально заявил, что является владельцем телеканалов Prime, Publika, Canal 2 и Canal 3, а также радиостанций Publika FM, Muz FM и Maestro FM (что составляет, согласно некоторым оценкам, около 60-70% рынка ТВ Молдовы). Также он зарегистрировал 2 новые фирмы– «General Media Group Corp» и «Radio Media Group Inc». Доля участия Плахотнюка в них составляет 100%. Согласно данным anticorupție.md, фирмы были основаны 10 ноября 2015 года, в последние дни срока подачи деклараций о прозрачности работы СМИ. В тот же день были поданы и заявления о лишении прав. Компании зарегистрированы по одному адресу: ул.Гиочеилор, 1 в г.Кишинев, там же, где находятся телеканалы и радиостанции.

Во главе списка

В феврале 2016 года телеканалы, которые принадлежат Плахотнюку, заняли первые позиции  в сетке вещания. Это произошло после того, как национальный оператор телекоммуникаций «Moldtelecom» внес изменения в порядок телеканалов. Свое решение в «Moldtelecom» объяснили тем, что оно является результатом «анализа популярности телеканалов, тематики, удобства использования и востребованности». 

Canale TV.png

Источник: www.jurnaltv.md

С 4 до 6-ти

В январе текущего года Влад Плахотнюк приобрел еще 2 телеканала: «СТС Moldova» и «Super TV». Председатель Координационного совета телевидения и радиовещания Молдовы, Дину Чокан, заявил в рамках заседания парламентской комиссии по СМИ, что новым руководителем двух частных телеканалов является Дорин Павелеску, глава «Casa Media», той самой рекламной компании, которая принадлежит Плахотнюку. Связь между всеми эти компаниями стала очевидна в расследовании Rise Moldova, в котором говорится, что Павелеску является директором рекламного агентства «Casa Media Plus», офис которого находится на той же улице Гиочеилор 1, где также находится и медиа холдинг GMG.

TV.png

Источник: www.agora.md

Политический рупор Плахотнюка в отчетах о мониторинге прессы

В отчете о ситуации в прессе РМ в 2015 году медиа учреждения, связанные с Плахотнюком, фигурировали много раз из-за нарушений. В отчете указывается, что КСТР выявил отклонения от регламента Центральной избирательной комиссии Молдовы. Нарушения были допущены в порядке осуществления избирательной кампании и поэтому КСТР наложил 15 санкций, в том числе 8 на телеканалы Prime, Publika, Canal 2 и Canal 3. Сообщается, что телеканалы Плахотнюка представляли интересы Демокрастической партии Молдовы и тем самым нарушили принципы плюрализма в СМИ.

На этих телеканалах регулярно допускались «ошибки» и «недоговоренности», касающиеся, например, личности самого Плахотнюка, который был предложен на пост премьер-министра как успешный  предприниматель. Журналисты рассказали об увлечениях Плахотнюка, но ничего не упомянули об его делах и собственности, в частности, о СМИ, которые ему принадлежат. Publika TV также фигурировала в отчете о нарушениях: намеренное искажение речи посла США, угрозы в адрес журналистки со Свободной Европы, представление в негативном свете конкурентов  демпартии по выборам– Либеральной партии и Партии социалистов. Также в период избрания нового премьер-министра телеканалы Плахотнюка публиковали материалы против кандидатов Стурзы и Санду.

В 2016 году в рамках пресс-конференции представители Центра независимой журналистики рассказали о ряде манипуляционных техник, которые использовались в передачах на телеканалах, среди которых были и телеканалы, владельцем которых является Плахотнюк. Пресс-конференция была посвящена отчету за первый триместр (01.11.2015-31.01.2016) о мониторинге СМИ, проводимом в рамках кампании против  тенденциозной и фальсифицированной информации «STOP FALS!». Кампания была организована Ассоциацией независимых СМИ совместно с Центром независимой журналистики и Ассоциацией независимых тележурналистов Молдовы. Они обязуются публиковать отчеты о мониторинге прессы Молдовы каждый триместр.

Отчеты о мониторинге СМИ наглядно демонстрируют тот факт, что медиа-ресурсы, которые контролируются политиками, всегда представляют интересы владельцев и нарушают принципы плюрализма.

Поделиться:
Комментировать статью Добавить в закладки

Оставить комментарий


Комментариев нет